КАДЕТЫ: ИМ ШТУРМОВАТЬ ДАЛЬНИЙ КОСМОС

Реализуя социальный заказ, современная система обазования идет к многопрофильной школе. Достаточно очевидны результаты: не просто молодой, а даже юный человек, покидая стены школы, уже углубленно изучил предметы, которые будут научной основой его будущей профессии.

Если хорошо продумана связка «школа – профессиональное образовательное учреждение» и есть преемственность, то специалиста можно вырастить быстро и очень высокого класса. Но отнюдь не это дало первый толчок к изменению системы среднего образования, а смена государственного устройства, и ориентация не на госудаство, а на конкретного человека. Таким образом встала задача воспитания полноценной самодостаточной гармоничной личности. Растили и воспитывали Человека. Однако буквально десятилетия хватило обществу для того, чтобы созреть и понять, человек не может быть гармоничен и самодостаточен в пределах своей личности. В полной мере ощутить себя личностью можно только в коллективе. Самый большой коллектив – общество. В таком коллективе, если уж осознаешь себя личностью, так с большой буквы.

Как удачно в такое понимание вещей вливаются понятия Родина, Отчизна. И вот мы уже умеем обучать специалиста, можем воспитать Человека. А где взять Патриота? Назначить? Навязать? Сломать и передать школы под реализацию нового проекта с конечным подуктом «Патриот» с красивой оберткой? Да нет, так мы скорее получим вместо любви к Родине продукт со страшным названием «Любитель Родины». Крушить и переделывать не получается. И нынешнее образование дает хорошие результаты. Можно остановиться на достигнутом. Но мудр тот руководитель, который говорит: «Мы работали хоошо, но так больше работать нельзя», тем более, если это руководитель образовательного учреждения.


Социальный запрос есть, проблематика налицо. Так какже в условиях современных школы и общества измениться так, чтобы и достижений не растерять и вернуть то хорошее, что можно воспитать только в коллективе. Можно ждать указаний сверху с подобными инструкциями, методиками, планами и контролем. А можно в сложившихся условиях обстановки, принимать решения. И конечно же их реализовывать. Не пробовать нельзя. Только надо оценить обстановку: место, средства, соседей, и еще очень хоошо понимать задачу. Есть ли примеры практической реализации выше сказанного, спросите вы. Есть. Еще как есть. Пожалуйста!

Год 2010. Изолированный район мегаполиса. Общеобразовательных учреждений несколько, но очень похожих. Малопрестижных. Типовых. Вот тут, в условиях, когда «и так сойдет», ведь – «как у всех», отдельно взятый человек, руководитель с большой буквы, Александра Петровна Ястребова смогла посмотреть по-новому на ситуацию и среди сплошных минусов смогла увидеть плюсы. Даже не так – обернуть в плюсы. Их много. Териториальная обособленность микрорайона «Филевская пойма», являющегося частью муниципального района «Филевский парк» Западного администативного округа. С одной стороны у нас – ГК НПЦ им. М.В. Хруничева, с
другой – Москва-река. В микрорайон ведет одна дорога, оканчивающаяся тупиком. Таким образом, все учеждения, котоые находятся на территории микрорайона, обслуживают всех его детей и родителей, а это более 13000 человек. В микрорайоне такого замкнутого типа, как «Филевская пойма», должно функционировать одно образовательное, реализующие пограммы дошкольного, основного общего и дополнительного образования на основе принципов их непрерывности и преемственности.

Малыш, родители которого проживают в микрорайоне, должен иметь возможность в три года быть зачисленным в детский сад, безболезненно стать первоклассником и завершить обучение в школе в 18 лет с четким пониманием своей дальнейшей образовательной траектоии: поступление в учерждение начального и серднего профессионального образования или ВУЗ. Конечно такое сложно осилить. Много «камней преткновения». Но мы знаем, что наш руководитель имеет принципом жизни установку: «Препятствия – это то, что видит человек, отворачиваясь от своей цели». Поэтому дело не остановилось, планы реализовывались, и вот уже есть возможность полнее выполнить социальный заказ. Объединение учреждений дало возможность маневра и место для экспеимента. Но по прежнему нет полноценного решения вопроса воспитания Человека и Патриота в одном лице.
 

Хороший руководитель по-настоящему хорош, если он сформировал команду. Яркая личность вряд ли потерпит посредственность в своем окружении. Александра Петровна сплотила вокуг себя людей, которые не просто профессионалы – фанаты своего дела, люди которые не умеют тлеть, они горят, и если хотите,согревают и освещают. И имена этих людей известны. И решение в такой команде родилось как бы само собой. Теперь оно вообще кажется очевидным – кадетсво. Увлечь детей общей деflтельностью и одной, общей идеей – служение своей Отчизне. Здесь и патриотизм, и коллектив, и плечо товарища. Идейными вдохновителями, а значит, основателями движения стали Елена Ивановна Квасникова и Александр Владимиович Дмитриев. 

Поддержку проекта получили от начальника Департамента образования Западного административного округа города Москвы Валентины Александровны Бадил, а затем и Татьяны Юрьевны Бариновой. 

Старт был дан. В 2010 году, тогдашний восьмой класс, принял Клятву кадета. «Честь имею» рапортовали девчонки и мальчишки. И было все по настоящему: приводили к клятве в штабе (КВ) Космических Войск (далеко не всем действующим офицерам посчастливилось побывать в его стенах, не говоя о солдатах). Доклад о приведении кадетов к клятве принимал заместитель командующего Космическими войсками генерал-майор Владимир Владимирович Деркач, и волнение было настоящим, и клятва такая,что не нарушишь. За этот день ребята стали старше, ведь они стали пионерами кадетского движения в комплексе, котоый называется Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1114 города Москвы. Гордостью и радостью светились глаза Александра Владимировича, который стал первым куратором кадетского класса, и по другому взглянула на своих воспитанников классный руководитель ребят Светлана Юрьевна Кузнецова.

Военная направленность абсолютно очевидна – она космическая и это опеделяет физико-математический профиль образования. Все школьники с завистью и восхищением смотрели на кадетов. Вроде такие же, как все ученики, вроде те же самые ребята, что и вчера. Ан нет. И дело не в форме, и не в том, что они умеют маршировать. Просто школьники увидели сплоченный из многих “Я” коллектив. Таким образом идея была одобрена и принята самыми строгими критиками – детьми. Движение получило свое развитие. Да и могло ли быть иначе? Прямая поддержка командования Войск ВКО и руководства ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, возможность целевого направления в РГТУ им.К.Э. Циолковского, МИРЭА, МГТУ им. Н.Э. Баумана с последующим трудоустойством в ГК НПЦ им. М.В. Хруничева, наличие по соседству техникума космического машиностроения и политехнического колледжа № 42, сотрудничество с военно-космической академией им. А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге и академией ВКО им. Г.К. Жукова в Твери.

Перспективы оценили и родители. Было принято решение о формиовании кадетского класса в каждой параллели. Желающих было больше чем мест. Проводили отбор. Получилось два пятых из четырех и по одному из четырех в шестом, седьмом, восьмом и девятом классах. К началу учебного года классные руководители классов, которые планировались стать кадетскими, с нетерпением ждали кураторов – офицеров, которые пришли из войск, и войск Воздушно-космической обороны. Кстати сказать, в первый кадетский класс ребят набирали только после собеседования, в ходе которого только один сказал, что хочет связать свою дальнейшую судьбу с армией. Сейчас их класс выпускной, готовится сдавать ЕГЭ. Но теперь уже шестеро планируют поступать в военные ВУЗы. Мы, нынешние куратоы, продолжатели дела, прекасно осознаем, что все еще только начинается, от каждого из нас прямо сейчас зависит будет ли кадетсво вообще, или, испугавшись трудностей или погрязшие в рутине повседневности, пустим дело на самотек. А может наоборот, мы его (дело) поставим так, что у нас будут перенимать опыт и удивляться тому, как раньше могли обходиться без этого. Мы прекрасно помним и стараемся претворить в жизнь слова генерал-лейтенанта Александра Юрьевича Квасникова, начальника штаба Космических войск – первого заместителя командующего Космических войск, лауреата Государственной премии РФ: «Будущее России – дети, и что прирастать оно будет космосом!»


Мы видим перспективы развития, мы жаждем взаимодействия на всех уровнях. Это о формах работы. Ну, а самое главное, мы видим результат – Человека, Гражданина и Патриота, который не стесняясь, может сказать: «Честь имею!», а понадобится, так скажет: «Я не дам свою Родину в обиду потому, что это моя Родина»!

Владислав ПАЛАГИН, офицер запаса.
Фото Ивана БОБКОВА.

Источник: ГБОУ города Москвы СОШ №1114