Будущих инженеров собираются воспитывать со школьной скамьи

В Омской области началась реализация проекта, направленного на подготовку кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса региона.

Омские власти обеспокоены ситуацией, сложившейся на региональном рынке труда. Только в прошлом году область в поисках более подходящего для жизни места покинуло более 7 тысяч человек. Трудоспособное население стареет. По прогнозам экспертов уже к 2015 году нехватка трудовых ресурсов  в Прииртышье  составит более 20 тысяч человек.

Чтобы снизить остроту проблемы, правительство региона впервые утвердило Концепцию развития отношений в сфере труда и занятости населения Омской области до 2020 года.

— Одно из ее направлений — создание системы профессиональной ориентации среди молодежи, - сообщил «РГ» министр труда и социального развития региона Михаил Дитятковский. —Мы вынуждены признать, что сегодня отсутствуют тесные связи между рынком образовательных услуг и рынком труда. Стереотип получения модной и престижной профессии у старшеклассников приводит к массовому выбору невостребованных специальностей. В результате на рынке труда наблюдается дисбаланс спроса и предложения.

Службу  занятости атакуют безработные юристы и экономисты. А у работодателей на первом месте по востребованности — профессия инженера. Не закрытыми остаются около двух тысяч «технических вакансий». Кадровый кризис на предприятиях омской промышленности достиг своего апогея. Руководители заводов и фабрик бьют тревогу — работать на производстве скоро будет некому. Уже в ближайшее время оборонный комплекс может не справиться со стремительно возрастающим объемом задач.

Принятая концепция предполагает обеспечение экономики Омской области кадрами в соответствии с ее реальными потребностями.  Этим летом в омских вузах впервые прошло распределение бюджетных мест согласно заявкам работодателей. Перераспределение оказалось в пользу технических специальностей. К примеру, в  техническом университете практически весь факультет гуманитарного образования пришлось перевести в режим платного обучения.  В ближайшее время ожидается реорганизация средних образовательных учреждений.  Необходим переход от фронтальной подготовки учащихся к подготовке специалиста под конкретное рабочее место. В  регионе будут созданы промышленный, нефтехимический, аграрный и другие образовательные кластеры.

— Молодежь нуждается в адресном профессиональном  сопровождении на протяжении всего периода обучения,- считает Михаил Дитятковский. — Будущих инженеров надо готовить, начиная со школьной скамьи.

Раньше в каждой  омской школе стояли станки, на которых детей учили сверлить, строгать, точить, в общем, работать руками. К сожалению, система межшкольных комбинатов давно развалена. Сегодня на уроках труда мальчиков учат вышивать и клеить поделки из бумаги. Результаты такого подхода к образовательному процессу очевидны.

Возродить школьные мастерские в регионе планируется при помощи крупных омских заводов и фабрик. В этом году работодатели уже организовали для технически одаренных мальчишек и девчонок более 30 школьных кружков. Предприятия регулярно организуют для учеников экскурсии на производственные цеха. Следующий этап — профессионально ориентированные уроки труда для мальчиков. Ведь по данным специалистов, многие из сегодняшних старшеклассников даже молоток держать не умеют. А в технических вузах не должно быть «случайных» абитуриентов.

Источник: "Российская газета"