Елена Григорьева: быть студентами в Приморье хотят многие

 

Директор департамента образования и науки рассказала о динамике в сфере образования региона.

Реформы в сфере образования продолжаются, затрагивая все его ступени: среднее, специальное профессиональное и высшее. О том, каких изменений следует ждать выпускникам приморских школ и абитуриентам колледжей и вузов, в интервью «Восток-Медиа» рассказала директор департамента образования и науки Приморского края Елена Григорьева.

— Расскажите об изменениях, которые затронули сферу среднего профессионального образования в Приморье в этом году или затронут в ближайшие годы.

— Президентом Российской Федерации поставлена серьёзная задача — обеспечить, чтобы к 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям велась в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. Правительством 3 марта 2015 года утверждён комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы. Аналогичный комплекс мер в Приморском крае утверждён 7 апреля. Соответственно, предстоит решить три системные задачи, связанные с обеспечением соответствия квалификации выпускников текущим и перспективным требованиям современной экономики; консолидацией ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы среднего профессионального образования; созданием целостной системы мониторинга качества подготовки кадров.

В октябре Минтрудом России определён список 50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей СПО. А уже в следующем учебном году мы должны добиться, чтобы не менее чем в 20 % профессиональных образовательных организациях велась подготовка по данным профессиям и специальностям. Это значит, что профессиональные образовательные организации приём следующего года должны будут осуществлять в контексте данной задачи. В каждом регионе нужно определиться, какие из данных профессий и специальностей должны быть представлены в системе профобразования, создать региональные методические центры для повышения качества подготовки по данным профессиям и специальностям.

— Как налажено изучение спроса на рынке профессий края, чтобы приморские вузы и ссузы могли адекватно реагировать на него? Кто занимается этим?

— С 2014 года формирование государственного заказа Приморского края для бюджетной подготовки в краевых учреждениях среднего профессионального образования, иначе говоря, определение контрольных цифр приёма на подготовку кадров и соответствующего финансирования осуществляется на основе баланса трудовых ресурсов и данных системы прогнозирования и мониторинга потребности в кадрах. Этим занимается департамент труда и социального развития Приморского края совместно с отраслевыми департаментами. Перспективный прогноз формируется в Региональном центре прогнозирования ДВФУ на основе автоматизированной системы. С 2014 года распределение контрольных цифр приёма между учреждениями среднего профобразования осуществляется по-новому, путём проведения конкурсных процедур. В состав конкурсной комиссии входят представители организаций и компаний, а также общественных объединений работодателей. При этом учитываются потребности предприятий и организаций, выраженные в соглашениях на подготовку кадров с колледжами, участие в подготовке кадров социальных партнёров, участие колледжей в реализации инвестиционных проектов.

— По каким направлениям в Приморье готовят профессионалов для предприятий стратегически важных отраслей экономики? Есть ли госконтракты на подготовку таких специалистов с гарантией трудоустройства?

— Готовят по инженерно-техническим направлениям для предприятий оборонно-промышленного комплекса: это судоремонт, судостроение, машиностроение, авиастроение, энергетика и другие. Понятия «госконтракт» в этой сфере давно уже нет. В настоящее время осуществляется подготовка по целевому заказу предприятия. Минобрнауки России совместно с другими российскими министерствами и ведомствами примет целевую программу по повышению квалификации инженерно-технических кадров в ближайшее время, а также разработает целевую программу подготовки квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в 2015-2020 годах. Обе целевые программы предусматривают активное участие организаций ОПК в развитии системы повышения квалификации; их реализация позволит усовершенствовать созданные механизмы взаимодействия между вузами и отраслью и создать работающую на постоянной основе систему «поставки» инженерных кадров на ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса. Целевую подготовку за счёт средств федерального бюджета в вузах имеют право осуществлять предприятия, у которых доля акций государства составляет не менее 50 %.

— Можно ли сказать, что поток студентов из других регионов в Приморье растёт?

— Ежегодно в университеты Приморья поступают всё больше молодых людей из других регионов Дальнего Востока. ДВФУ уже несколько лет формирует корпус первокурсников более чем на 50 % из других регионов России. Стало больше абитуриентов из Хабаровска, с Камчатки и Сахалина. Например, масштабные профориентационные мероприятия, проведённые центром «Абитуриент» ВГУЭС совместно с преподавателями кафедр в рамках разработанной стратегии набора на северных территориях края, в Хабаровске, поездки на Сахалин и Камчатку дали неплохие результаты. С северных территорий Приморского края поступило намного больше ребят, чем в прошлые три года. В прошлом году мы говорили о том, что, например, сильно уменьшилось количество выпускников приморских школ, уехавших учиться в ТОГУ в Хабаровск: если раньше уезжало 600 человек, то в этом году всего 200. Абитуриентская география достаточно широка, и очень часто, как показал недавний опрос, пропагандистами университета являются сами его студенты.