Кадры для ОПК: мнения участников совещания

21 октября в университете работает седьмое Всероссийское совещание "Совершенствование системы подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса".

Перед началом пленарного заседания участники совещания дали интервью газете "Механик".

Александр Дмитриевич Гуляков , 
ректор Пензенского государственного университета:

- Я впервые приехал в ИжГТУ имени М. Т. Калашникова на совещание по вопросу подготовки кадров для предприятий ОПК. Приятно видеть здесь много молодых людей, среди которых преподаватели, ученые и инженеры. Это значит, что у отрасли есть перспективы. Уверен, что обмен передовым опытом по организации учебного процесса при подготовке специалистов для предприятий ОПК будет полезен всем участникам совещания.

Если говорить о системе подготовки современных кадров для предприятий ОПК, то я бы выделил несколько важных пунктов. Необходимо открывать базовые кафедры на предприятиях – это понятно всем, мне кажется. Всегда существовала проблема разрыва между практикой и теорией. Поэтому необходимо и очень важно приблизить подготовку специалистов к практической площадке. Это позволит сократить время адаптации будущего специалиста к своей профессии. Правда, тут появляются вопросы, которые, к сожалению, не урегулированы законом. Например, состав преподавателей на таких кафедрах составлен из профессорско-преподавательского состава вуза и инженерных кадров предприятия. Кто будет выплачивать заработную плату и из каких статей расходов? Это только один пример. Еще появятся вопросы об аренде площадей на предприятии для базовой кафедры. Как будут решаться финансовые вопросы по аренде? Появляются и методические проблемы. Инженерные сотрудники – профессионалы своего дела, но они не преподаватели. Возникает потребность подготовки таких работников предприятий к преподавательской деятельности. Как и за счет каких средств будет осуществляться такая подготовка? Такие и им подобные вопросы надо решать законодательно.

Второе: если нет возможности открыть базовую кафедру, то вузу необходимо вести системную работу по организации реальной производственной практики. Третье – это совместное проведение с предприятиями НИОКР. Университет сегодня не готов к серьезной прикладной науке, потому что основная масса преподавателей занята чтением лекций. Им некогда заниматься исследованиями. Вот в Финляндии, например, каждый профессор два дня в неделю ведет лекционные занятия со студентами, а три дня занимается наукой. В обязательном порядке. У нашего профессора зачастую нет времени не то что написать свою статью, а даже прочитать чужую.

Поэтому необходимо создавать условия профессорско-преподавательскому составу для научных исследований. Должна появиться заинтересованность у предприятий ОПК в заказе таких научных разработок. Необходимо мотивировать предприятия вести научные исследования и опытно-конструкторские работы. Один из возможных механизмов: расходы по НИОКР должны браться не из статьи прибыли предприятия, а относиться к расходной части бюджета. Тогда эти исследования будут включаться в себестоимость производимой продукции и соответственно компенсироваться после реализации этой продукции. Можно принять законодательные решения, которые обяжут предприятия заниматься НИОКР, дать таким промышленникам налоговые послабления. 

Андрей Борисович Петров , 
зам. проректора по учебной работе, зав. кафедрой “Корпоративные информационные системы” Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики, аккредитованный эксперт Рособрнадзора: 

– Наш вуз на протяжении 60 лет готовит специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса Московского региона. На сегодняшний день, наверное, самая большая проблема предприятий ОПК – низкая заработная плата. Специалисты, которые выходят из стен университета, обладают столь значительными навыками, компетенциями и знаниями, что на рынке труда легко находят себе высокооплачиваемую работу вне отрасли. Предприятия ОПК в современных геополитических условиях играют важную роль для государства. Такие предприятия концентрируют у себя современные, прорывные технологии производства. Поэтому очень важно для государства привлечь молодых специалистов в отрасль. Сегодня предприятию нужно добиться того, чтобы молодой специалист задержался на рабочем месте на 5-7 лет. Одно из предприятий-партнеров нашего вуза установило на первые три года работы для молодых специалистов стопроцентную надбавку к заработной плате. Это позволяет данному предприятию быть конкурентоспособным на сегодняшнем рынке труда. Но в условиях современного развития экономики России денег на достойную заработную плату может не найтись. А вот жилье молодого специалиста привлечь должно. Практически все предприятия ОПК имеют большие территории, которые вряд ли используются в полной мере. Если бы предприятия ОПК активно занимались жилищным строительством, то все кадровые проблемы были бы сразу решены. Не обязательно молодой специалист должен при устройстве получать недвижимость в собственность. Форма может быть разной. Это может быть социальный найм или служебное жилье с последующим выкупом.

В процессе подготовки кадров для предприятий ОПК необходим хороший контакт вуза и предприятия на совместных паритетных условиях. Безусловно, очень важно, чтобы в подготовке кадров принимали участие реальные разработчики реальных проектов.

В нашем университете система подготовки “вуз-базовая кафедра-предприятие” позволяет это делать. Причем, по такой системе с нами работают не только крупные предприятия, но и небольшие современные научно-производственные фирмы, которые не могут создать свою базовую кафедру, но становятся партнерами вуза при подготовке специалистов.

Базовые кафедры – это эффективная форма обучения. На сегодняшний момент это уникальная форма, которая позволяет повысить эффективность расхода вложенных средств в совместный процесс образования. Не секрет, что адаптация выпускника к конкретному рабочему месту занимает достаточно много времени и ресурсов. Такая модель обучения позволяет сократить время адаптации и расход средств.

Александр Роальдович Бестугин , 
декан факультета радиотехники, электроники и связи Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения:

- Если говорить о подготовке специалистов для предприятий ОПК, то у меня есть ряд предложений на этот счет. Во-первых, Министерство труда РФ для всех должностей предприятий разрабатывает профессиональные стандарты. Одновременно с этим вузы действуют в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС "3 плюс" ), разработанных Минобрнауки РФ. Даже терминология в стандартах для вузов и предприятий разная. Например, в образовательных программах главным является компетенция, а в профессиональных стандартах – “трудовые функции” и “трудовые действия”. Необходимо эти стандарты согласовать. Во-вторых, очень важно, чтобы молодые специалист оставались работать на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Простым распределением этого добиться не получится. Конечно, необходимы достойные заработные платы, качественное медицинское обслуживание и возможность заниматься спортом. Кроме того, важным вопросом для молодых людей является решение жилищного вопроса. Особенно если мы хотим, чтобы молодые люди уезжали в другие регионы. Для них должна работать льготная ипотека, предоставление социального жилья.

Беседовал Дмитрий МЕЛЬНИЧЕНКО