Выступление Губернатора В.В. Радаева на совещании, посвященном системе довузовского образования

06 июня 2013

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодняшнее совещание посвящено довузовскому профобразованию. Актуальность этой темы связана со вступлением в силу с 1 сентября текущего года федерального закона об образовании, в котором начальное профобразование становится частью среднего специального. То есть традиционные ПТУ превращаются в начальное звено обучения в техникумах, или как теперь они будут называться - профессиональных образовательных организациях.

Но я бы не замыкался сегодня лишь на структурных вопросах, вопросах оптимизации учреждений, диктуемых законодательством. Сама тема требует широкого взгляда на проблемы, к решению которых стремится наше государство. Президент Владимир Путин их сформулировал так: «Сегодня с учётом роста российской экономики и стоящих перед нами задач модернизации всех сфер жизни и прежде всего, производства, стало совершенно очевидно, что отсутствие высококвалифицированных рабочих кадров является преградой на пути развития экономики. Сегодня совершенно очевидно, что недостаточное внимание к этой сфере в предыдущие годы создало известный барьер: недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является ограничителем нашего роста».

Большинство собравшихся в этом зале коллег помнят советские времена, когда трудовые резервы ковались по четко выработанной схеме: школа-ПТУ-армия-завод. Затем все вы могли наблюдать отрицательную динамику на рынке труда, которая привела к дисбалансу, упомянутому Президентом. Девяностые годы стали переломных этапом смены приоритетов, когда баланс на рынке труда был смещен в сторону высшего образования, а ПТУ превратились в страшилки, которыми пугали нерадивых школьников. Тогда как в советские времена 30% выпускников шло в вузы, а 70% - получали среднее профессиональное образование, не считая тех, кто после 8 класса получал рабочую специальность. За последние 20 лет ценность начального, среднего специального образования существенно снизилась. Можно даже сказать – утратилась. И сегодня фактически все, кто заканчивает 11-й класс, поступают в вузы. И в итоге мы наблюдаем такую печальную картину: большая часть выпускников университетов, институтов и академий ни дня не работает по специальности. Но бывает и такое, что люди с вузовским дипломом идут в ПТУ, чтобы стать высококвалифицированным сварщиком или крановщиков, потому что эти специалисты востребованы и высокооплачиваемы. Поэтому сегодня перед всеми нами – властью, бизнесом, учителями и родителями - всем обществом стоит сложная, но выполнимая задача – целенаправленно повышать престиж труда рабочих в отраслях реального сектора экономики – на стройке, у станка, в поле, на железной дороге.

А для этого мы должны использовать все имеющиеся инструменты. Это и пропаганда через СМИ уважительного отношения к людям труда, рассказ об их достижениях и жизненных успехах, тем более в Саратовской области таких примеров можно найти предостаточно. И на региональном уровне, я считаю, мы должны в этом направлении наладить системную работу.

Далее. Активно работать с выпускниками, прежде всего, 9-х классов. Ребята должны усвоить и осознать, что сегодняшний рабочий - это не малообразованный человек, лишенный социального лифта. Это высококвалифицированный специалист, владеющий высокими технологиями и оснащенный современными знаниями. Я часто посещаю предприятия промышленного комплекса региона и вижу, насколько поменялись требования к персоналу. Сегодня на серьезном современном производстве мы не увидим рабочего в грязной спецовке, вручную налаживающего токарный станок. Рабочие места на передовых, тем более совместных предприятиях компьютеризированы, рабочий, будь то сварщик или сборщик, нажимает кнопку, задает команду, а машина с цифровым программным управлением выполняет любые самые сложные задачи. То же самое в сельском хозяйстве, где амбициозные фермеры применяют новейшие комбайны с бортовым управлением. Чтобы на всем этом работать, нужны умные головы. Школьников нужно водить на предприятия, рассказывать и показывать, как построен технологический процесс, демонстрировать начальный и конечный продукт, объяснять, что для экономики области значит данное производство. И конечно же, должен быть привлекательным уровень зарплат. Насколько мне известно, профессиональный крановщик сегодня может заработать гораздо больше рядового юриста или менеджера.

Возвращаясь к тематике нашего совещания. Одна из важнейших задач, которые поставлены перед нами майскими Указами Президента Российской Федерации В.В.Путина и новым Федеральным законом «Об образовании» - это модернизация самой системы довузовского профессионального образования. Цель - повышение качества подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Выпускники вновь создаваемых профессиональных образовательных организаций должны соответствовать современным требованиям, а это невозможно без новых обучающих программ, сильных педагогических кадров и соответствующей учебно-производственной базы. Если все эти условия не соблюдаются, что учреждение просто не получит лицензии.

Нами уже сделан шаг по укреплению педагогических кадров в системе профобразования. Мы одними из первых в России, не дожидаясь 2018 года, выполнили Указ Президента в части повышения заработной платы педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования до уровня не ниже средней по экономике региона. Сейчас средняя зарплата в профессиональных училищах и техникумах составляет 20 тысяч 600 рублей в месяц. Это серьезная нагрузка на бюджет и мы должны видеть результат. Поэтому с 2014 года с каждым преподавателем учреждений профессионального образования будет заключаться эффективный контракт, который предусматривает четкую взаимосвязь уровня оплаты труда и качества подготовки выпускников. Подробнее о критериях оценки труда педагогов, если они уже разработаны, я попрошу рассказать Марину Анатольевну.

По поводу оптимизации сети ПТУ уже ходят кривотолки, вплоть до того, что будут закрыты все училища. Поэтому еще раз хочу напомнить вам, уважаемые коллеги, - любое новшество нужно разъяснять людям на начальном этапе его реализации. Будь то ФАПы, будь то ПТУ. Чтобы не нагнеталась искаженная информация. В любом случае я убежден, что процесс оптимизации профтехучилищ должен проходить крайне взвешенно, чтобы с водой мы не выплеснули и ребенка. Прежде всего, это касается сельских районов. Как правило, там всего одно учреждение профессионального образования – училище или лицей. Только в нем сельская молодежь может получить базовую профессию, не уезжая далеко от дома, что для малообеспеченных семей очень важно. Поэтому такие учреждения должны быть сохранены. Другое дело – крупные города: Саратов, Балаково, Вольск, Балашов, Ртищево. В них есть по нескольку профессиональных училищ одного профиля, которые можно и нужно объединять. О принятых решениях хотел бы заслушать министра.

Все это сугубо внутренние вопросы системы довузовского профессионального образования. Самая же главная проблема – что мы получаем на выходе? А этот вопрос находится в плоскости взаимодействия с работодателями. Они – заказчики и должны быть заинтересованы в уровне подготовки кадров для своих производств.

Мы уже не первый год говорим о важности внедрения обучающих программ, ориентированных на конкретных работодателей. Сильные учреждения профессионального образования во взаимодействии с предприятиями реального сектора экономики должны совместно разрабатывать проекты подготовки кадров; активно использовать целевой набор и другие формы интеграции производства в профессиональное образование.

В Энгельсском районе такое взаимодействие училищ, представителей бизнеса, местной администрации налажено, что создает предпосылки к созданию кластерной организации системы профессионального образования. Подобный подход нужно развивать также в Саратове и Балаково. Ведь в конечном итоге профессиональное образование будет работать на экономику региона. Эту связь все мы с вами должны осознать и быть заинтересованными в построении сбалансированного, конкретно ориентированного рынка труда. Этим нужно системно заниматься и не бояться трудностей. Работы действительно будет много. И в процессе сегодняшнего разговора мы должны четко сформулировать ее основные направления и приоритеты. А теперь предлагаю заслушать выступающих.

saratov.gov.ru